Центр еврейского образования в диаспоре имени р. Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан,   Supported by L.A.Pinkus Fund for Jewish Education in the Diaspora. Israel



 |  А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я  | 

Поиск по каталогу:
Введите слово или слова:  
" * " - любой символ; " + " - символ разделения поисковых слов (иначе поиск фразы целиком as is)
Искать в:
Категория: Раздел: Возрастная группа:

    Главная >>  ключевой фрагмент: "Дорфман";
Михаэль Дорфман
  • Памяти Рауля Хилберга (1926-2007)
    нажатий:853
  • | Статья, сборник статей | Антисемитизм, Катастрофа | Взрослая аудитория
    http://scepsis.ru/library/id_1453.html
    Хилберг был одним из тех ученых, кто не дал превратить исследование Холокоста в еще одну идеологическую лженауку ХХ века, вроде исторического материализма. Он резко возражал против включения в изучение Холокоста различных идеологических и политических элементов, уводящих исследования с твердого документального фундамента в сферу псевдонаучных спекулятивных копаний в духе исполнителей Холокоста. Да и самим термином Холокост предпочитал не пользоваться, считал его потерявшим смысл из-за частого массового употребления. Хилберг резко выступил против нашумевшей во всем мире книги Даниэля Гольденхагена (тоже функционалиста) «Добровольные палачи Гитлера», толковавшего Холокост как проявление имманентного антисемитизма, заложенного в немецкий народ чуть ли не генетически. Хилберг возражал, что антисемитизм в Восточной Европе был сильней и страшней, чем в Германии. «Научный уровень книги – 1946 год», - гневно писал Хилберг. В отличие от критиков его самого, Хилберг даже в гневе оставался корректным и объективным. Хилбер не стал опускаться до возражений против ревизионистских домыслов Гольденхагена. Он просто указал на отсутствие в книге серьезной документальной базы. «Единственное объяснение тому, как Гольденхаген мог получить в Гарварде (за эту книгу) докторскую степень в политических науках, - писал Хилберг, - это то, что на факультете не было никого, кто мог бы проверить его работу». К критикам присоединился и Йегуда Бауэр, главный научный консультант “Яд Вашем”. Академические власти Гарвардского университета тогда предпочли отмолчаться, однако ученая общественность учла замечания. Гольденхагену отказали в назначении на кафедру, которую историк-ревизионист

    Михаэль ДОРФМАН
  • ЖИДЫ И ГОИМ
    нажатий:389
  • | Статья, сборник статей | Еврейская культура | Взрослая аудитория
    http://www.berkovich-zametki.com/Nomer25/Michael1.htm
    Слово гой пришло из библейского иврита. В Библии слово это означает «народ», «нация» и применятся как к несемитским, так и к семитским народам, а иногда даже к евреям. «Святыми гоям», что переводчики Библии определили, как «святой народ», именуются там евреи, потомки патриарха Яакова. Сегодня значение изменилось, и за исключением библейских текстов и некоторых идиом, семантика и словопользование слова «гой» далеки от комплимента. Когда еврей определяет кого-то, даже другого еврея – «Только гой может так сделать» или на идиш Дос кэн нор а гой – то ничего приятного сказать не хочет. Печальный опыт еврейских скитаний обобщен в выражении А гой блэйбт а гой «Гой все равно остается гоем». По-русски это можно перевести «сколько волка не корми…» Реальное словопользование слова гой у евреев однозначно бранное, носит отрицательный или пренебрежительный оттенок, даже тогда, когда сами евреи так называют друг друга. Например: «Не будешь учиться, будешь с гоями улицы мести!» или «Он напивается, как настоящий гой!». Даже идишистское выражение А гутер (или как у нас говорили гитер) гой – «хороший гой», как любое еврейское выражение, несет в себе множество оттенков, и абсолютно положительный очень редкий. «Хороший, а все же гой». Как и выражение «хороший еврей». Хотя в выражении хороший гой не бывает продолжения, как «хороший еврей - мертвый еврей».

    Михаэль ДОРФМАН
  • МИДРАШ О ЕВРЕЙСКОM ТВОРЧЕСТВЕ
    нажатий:366
  • | Статья, сборник статей | Еврейская культура | Взрослая аудитория
    http://club.sunround.com/dorfman_midrash.htm
    Практически любой текст современной еврейской мысли, от почти ницшеанских "Тезисов о Фейербахе" Карла Маркса до мессианских "Тезисов о философии истории" Вальтера Биньямина можно прочесть как мидраш. Не только признанные "еврейские" авторы, как Альфред Казин, Сол Белоу или Ирвинг Хоу и Синтия Озик но и тексты Франца Кафки, Зигмунда Фрейда, Гершома Шолема, Гарольда Блума, Эрнста Жавэ, Джорджа Стейнера, Филиппа Рота, Аллена Мандельбаум, Жака Деррида, Хаим-Йосефа Йерушалми, Марка Шехнера, Пауля Целлана многих других модернистских творцов. Даже по-викториански чопорный Лайонел Триллинг свои "Эллиотовские лекции" назвал "The Yiddisher Mr. Johnson", а позже обосновывает свои построения "Заветами отцов" - "Пиркей Авот".

    Михаэль Дорфман
  • НАРОД СКАЖЕТ, КАК ЗАВЯЖЕТ
    нажатий:310
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dor/fman.htm
    O крещеных евреях через призму еврейских историй, притч и анекдотов. Еврейский народ, не терял оптимизма и юмора ни при каких обстоятельствах. Национальный еврейский «смех сквозь слезы» звучал и по усопшим, и по выкрестам. Из обширной литературы по еврейскому юмору мы выбрали несколько характерных, на наш взгляд историй и анекдотов, лучше всего отражающих мнения евреев о своих бывших единоверцах. Заметим сразу, что фольклор далеко не однозначен. На каждую пословицу можно найти пословицу с обратным смыслом; для каждой басни – другую басню с обратной моралью; на каждый анекдот – противоположный по смыслу. Особенно, когда дело касается играющего оттенками смысла и тона еврейского фольклора и еврейского языка.

    Михаэль ДОРФМАН
  • Еврейское рождество
    нажатий:293
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://www.jew.spb.ru/ami/A316/A316-041.html
    Оказывается, на Рождество, называемое евреями “нитл” или “нитлнахт” (т.е. ночь “нитл”), традиция тоже предписывает играть в азартные игры. В этот день, единственный в году, даже отменено изучение евреями Торы – главное занятие, приличное Б-гобоязненному еврейскому человеку. Обязанность учить Тору считается у набожных евреев одним из главных заветов, и в других случаях отменяется лишь во время личного или общинного траура. Почему столь важный завет отменен в Рождество, мы спросили у нашего друга, раввина, живущего в религиозном еврейском районе Манси в Нью-Джерси. Ответ был такой, что в Сочельник евреи боялись выходить из дому, чтобы не раздражать празднующих, а зачастую и здорово подгулявших христианских соседей. Но евреи не были бы евреями, если бы у них было бы все так просто. Даже Тору евреи толкуют на разных уровнях – простой – “пшат”, что написано, второй слой – “драш” – традиционное талмудическое толкование. Еще есть “рэмез”, буквально “намек”, мистический смысл, открывающийся лишь тем, кто постигает учение Кабалы и самый сокровенный уровень – “сод” – буквально “тайна”, Б-жественный смысл текста, открывающийся лишь наиболее ученым и праведным людям. Запрет изучать Тору на Рождество раввин тоже толковал мистически: “изучение евреями Торы приносит в мир добро и порядок, но изучать, когда нееврейские соседи погружаются в свои молитвы, не годится, можно создать обманное впечатление, что добро пришло от соседских молитв”. Учащийся хасидской ешивы в Нью-Йорке Мотл рассказал нам, что в Сочельник не учили Тору, чтобы соседи не подумали, что учат в честь Иисуса, чье учение принесло столько бед еврейскому народу. В эту ночь, – подтвердил Мотл, – принято играть в карты и предаваться другим развлечениям. Заметим, что играть в азартные игры религиозная традиция разрешает и даже рекомендует в еврейский зимний праздник Ханука. Как говорил автору Абраша, старый иерусалимский шойхет: “Если Г-сподь что-то отбирает, то неминуемо что-то дает взамен. Запрещает есть кровь, зато дает есть печенку, запрещает выпивать, зато постановляет напиться на Пурим. Так и с игрой в карты на деньги, которая разрешена евреям в определенные дни”. Известно, что евреи играли в “Квитл”, что по-английски Black Jack, a по-русски “Двадцать одно”, или “Очко”.

    Михаэль ДОРФМАН
  • Еврейское рождество
    нажатий:288
  • | Статья, сборник статей | Евреи и христианство | Взрослая аудитория
    http://lamerkhav.wordpress.com/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F-%D0%94%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BC%D0%B0%D0%BD/19/
    Оказывается, на Рождество, называемое евреями “нитл” или “нитлнахт” (т.е. ночь “нитл”), традиция тоже предписывает играть в азартные игры. В этот день, единственный в году, даже отменено изучение евреями Торы – главное занятие, приличное Б-гобоязненному еврейскому человеку. Обязанность учить Тору считается у набожных евреев одним из главных заветов, и в других случаях отменяется лишь во время личного или общинного траура. Почему столь важный завет отменен в Рождество, мы спросили у нашего друга, раввина, живущего в религиозном еврейском районе Манси в Нью-Джерси. Ответ был такой, что в Сочельник евреи боялись выходить из дому, чтобы не раздражать празднующих, а зачастую и здорово подгулявших христианских соседей. Но евреи не были бы евреями, если бы у них было бы все так просто. Даже Тору евреи толкуют на разных уровнях – простой – “пшат”, что написано, второй слой – “драш” – традиционное талмудическое толкование. Еще есть “рэмез”, буквально “намек”, мистический смысл, открывающийся лишь тем, кто постигает учение Кабалы и самый сокровенный уровень – “сод” – буквально “тайна”, Б-жественный смысл текста, открывающийся лишь наиболее ученым и праведным людям. Запрет изучать Тору на Рождество раввин тоже толковал мистически: “изучение евреями Торы приносит в мир добро и порядок, но изучать, когда нееврейские соседи погружаются в свои молитвы, не годится, можно создать обманное впечатление, что добро пришло от соседских молитв”. Учащийся хасидской ешивы в Нью-Йорке Мотл рассказал нам, что в Сочельник не учили Тору, чтобы соседи не подумали, что учат в честь Иисуса, чье учение принесло столько бед еврейскому народу. В эту ночь, – подтвердил Мотл, – принято играть в карты и предаваться другим развлечениям. Заметим, что играть в азартные игры религиозная традиция разрешает и даже рекомендует в еврейский зимний праздник Ханука. Как говорил автору Абраша, старый иерусалимский шойхет: “Если Г-сподь что-то отбирает, то неминуемо что-то дает взамен. Запрещает есть кровь, зато дает есть печенку, запрещает выпивать, зато постановляет напиться на Пурим. Так и с игрой в карты на деньги, которая разрешена евреям в определенные дни”. Известно, что евреи играли в “Квитл”, что по-английски Black Jack, a по-русски “Двадцать одно”, или “Очко”.

    Михаэль Дорфман
  • КРОВАВЫЙ НАВЕТ: ОПЫТ ДЕКОНСТРУКЦИИ
    нажатий:230
  • | Статья, сборник статей | Антисемитизм, Катастрофа | Взрослая аудитория
    http://www.krotov.info/history/20/1910/1912beylis_dorfman.htm
    Подробности дела Бейлиса хорошо известны. Менахем-Мендель Бейлис, довольно далекий от религиозной традиции еврей, конторщик на кирпичном заводе в Киеве, был арестован 22 июля 1911 г. Бейлиса обвинили в убийстве Андрея Ющинского, ученика подготовительного класса Киевского Софийского духовного училища. Труп мальчика был обнаружен на окраине Киева за два месяца до того. На трупе было 47 колотых ран. В качестве мотива преступления называлось ритуальное убийство. Следствие и суд над Бейлисом длились два года. Присяжные оправдали Бейлиса, хотя и признали, что труп был обескровлен. Это косвенно означало, что убийство мальчика могло иметь ритуальный характер. Сначала в убийстве заподозрили приемных родителей мальчика, позже содержательницу воровского притона Веру Чеберяк, сын которой дружил с Андреем, и лишь потом появилась версия ритуального убийства.







        © 2004 Центр имени Лукштейна, университет Бар-Илан / Дизайн: AllStudio
    брййъ аъшйн тйцеб аъшйн дчоъ аъшйн

         Заметки по eврейской истории         ??????? ?? ??????. ???????-??????? ??????????? ??????

            Jewish TOP 20